Лишь 2,2% украинцев перестали употреблять электронные сигареты после запрета – соцопрос

Около 70% пользователей ароматизированных электронных сигарет в Украине знают, что они запрещены в Украине, однако только 2,2% потребителей никотиносодержащей продукции перестали употреблять электронные сигареты после их запрета, свидетельствуют результаты всеукраинского опроса «Что думают украинцы об инициативах в сфере борьбы с курением», которое проводилось социологической службой Центра Разумкова 2-20 апреля по заказу общественной организации «Европейский выбор Украины» и было представлено на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина» в четверг.

“Большинство респондентов начинали потребление никотиносодержащих продуктов с сигарет. Вместе с тем, мы испытываем беспокойство по поводу роста потребления ароматизированных электронных сигарет, хотя их продажа в Украине уже почти год как полностью запрещена. Проблема заключается в слабом контроле оборота ароматизированных электронок, которые сейчас продаются абсолютно бесконтрольно», – отметил руководитель общественной организации „Европейский выбор Украины“ Тарас Клименко.

По его словам, производители электронных сигарет нашли способ обходить закон, предлагая потребителям так называемые самозамесы, когда потребитель покупает набор компонентов и самостоятельно их смешивает. «Такие продукты вообще могут быть опасными, ведь концентрацию вредных или даже запрещенных веществ невозможно проконтролировать. Нужен лучший контроль оборота и просветительская работа, чтобы потребители осознавали риски», – сказал Клименко.

Объем заправочных контейнеров для электронных сигарет, в соответствии с украинским законодательством, не может превышать 10 мл, объем одноразовых картриджей – 2 мл. Только четверть опрошенных потребителей используют разрешенные законодательством объемы.

Отвечая на вопрос «Если ароматизированные стики будут запрещены, кроме табачного вкуса, каким будет для Вас наиболее вероятный сценарий?», менее 9% пользователей этих продуктов ответили, что прекратят употреблять табачные и никотиновые продукты, 17,6% потребителей попытаются найти ароматизированные запрещенные стики и 33,8% заявили, что перейдут на легальные табачные вкусы. 12,7% потребителей готовы перейти на сигареты, а еще 8,3% ˗ на нелегальные ароматизированные электронные сигареты.

«Учитывая, что более 65% рынка стиков составляют именно стики со вкусами, переход значительной доли потребителей этой продукции в теневой сегмент (электронные сигареты или контрабандные стики) в случае запрета приведет к многомиллиардным потерям государственного бюджета, негативным последствиям для экономики и росту уровня нелегального рынка. Что касается утверждения о прекращении употребления табачных изделий в случае такого запрета, то к нему нужно относиться с осторожностью – к сожалению, лишь небольшая часть курильщиков действительно бросают употребление табака и никотина, даже если имеют такие намерения», – рассказал Клименко.

Лишь 18% респондентов считают запрет ароматизаторов эффективным способом снижения уровня курения. Тогда как более двух третей (66%) согласились, что потребители просто найдут обходные пути, например, покупая ароматические капсулы для использования с никотиносодержащими продуктами. Среди респондентов, которые регулярно используют ароматизированную никотиносодержащую продукцию, более 80% не считают запрет ароматизаторов эффективным способом снижения уровня.

“Общество ожидает от государственной политики не только запретов, но и более системной просветительской работы. Лишь 16% опрошенных считают, что украинское правительство достигает прогресса в уменьшении количества курильщиков в стране. Опыт с электронными сигаретами доказал, что запреты не всегда эффективны — нужен также контроль оборота и информирование как молодежи, так и взрослого населения», — пояснил Клименко.

Опрос методом face-to-face проводился во всех регионах Украины среди 1507 респондентов от 18 лет на территориях, контролируемых правительством Украины, по стратифицированной многоступенчатой выборке с применением случайного отбора на первых этапах формирования выборки и квотного метода отбора респондентов на заключительном этапе. Структура выборочной совокупности воспроизводит демографическую структуру взрослого населения территорий, на которых проводился опрос, по состоянию на начало 2022 года.